Китайские потребители больше не новички в глазах экспортёров вина

Очень жаль, что китайские любители вина, кажется, отказываются от собственного производства на виноградниках в пользу импортированных альтернатив. Руководствуясь своим опытом, могу сказать, что китайские виноделы благополучно пережили кризис и движутся в правильном направлении.

На протяжении многих лет казалось, что китайские производители прикладывают больше усилий к упаковке, нежели к жидкости. В конце концов, до недавнего времени у подавляющего большинства китайских потребителей не было представления, какой вкус должен быть у вина. Таким образом, многие мошенники, которые назвали сомнительные выдумки «Château Lafeet» или «Port Bordeaux», могут избежать наказания за убийство.

Огромное количество подделок, а также скандалы, связанные с безопасностью продуктов потребления, по-видимому, сыграли немаловажную роль в росте популярности импортного вина, как более надежного продукта. Винные производители Китая, судя по всему, всё ещё находятся под влиянием старых привычек: дорогие бутылки не с хорошим напитком, а с патриотическим официальным символом статуса.

Подавляющее большинство импортного вина — это довольно обычная продукция. Франция (в целом) и Бордо (в частности) были образцами для всех вин, к которым стремились в Китае. За последние два года, благодаря дружественным торговым соглашениям, вырос импорт из Чили и Австралии. Испания также экспортирует огромное количество невероятно дешёвого вина в Китай.

Между тем, в верхнем сегменте рынка китайских потребителей раньше считали невежественными марионетками. Многие эксперты поставляли в Китай продукцию, которая плохо продавалось на европейском рынке вина. Но китайские любители вина становятся более утончёнными и хорошо осведомлёнными.
Мировой лидер в области винного образования, основанный в Лондоне фонд «Wine & Spirit Education Trust», имеет почти столько же китайских студентов, сколько и британцев, и Университет Бордо изобилует ими.

У китайских производителей ничего не выйдет, если они не решительны и не эффективны. В прошлом году общая площадь виноградников страны обогнала Францию и стала второй по величине в мире после Испании. С помощью местных органов власти производители вложили значительные средства в новые виноградники, нацеленные прямо на китайских винных туристов.

Если импорт вина продолжит стремительный рост, то китайский экспорт должен будет значительно увеличиться. До сих пор они были скромными, но британские потребители, по-видимому, проявили больше интереса, чем ожидалось, к китайским бутылкам, которые до сих пор были представлены клиентам супермаркета Sainsbury’s и нелицензионной сети Wine Rack.

Однако есть один потенциальный недостаток. Страны, которые имели наибольший успех в создании экспортных рынков в современную эпоху, имели USP (уникальное торговое предложение). Новая Зеландия предлагала уникальный и освежающе фруктовый Совиньон Блан. Австралия добилась огромных успехов благодаря своему дружелюбному Шардоне и  Ширазу. Аргентина нанесла поражение Северной Америке своим смелым Мальбеком.

Но на китайских виноградниках преобладают сорта красного Каберне и Мерло, которые растут в изобилии во всем мире вина — не в последнюю очередь в Бордо, который ежегодно выпускает огромное количество недорогих образцов, как правило, производимых кооперативами.

Реакция многих китайских производителей на тенденции рынка заключалась в приобретении иностранных виноградников и винодельческих предприятий. Китайские инвестиции в австралийское производство вина, в частности, в последнее время набирают обороты, и текущие оценки показывают, что почти 200 (относительно незначительные) замки Бордо находятся в руках китайцев.
Одно точно кажется уверенным: влияние Китая в мире вина будет только возрастать.

Оригинал FT